Здесь в кучу собраны те мысли, которые я зачем-то родил по поводу тематичности армии. Текст сырой равно как и сами идеи, но отшлифовывать его мне лень: основной задачей поста является вызвать дискуссию (надеюсь интеллигентную), чтобы уже сообща добавлять, убавлять, поправлять и возможно помочь одному-другому несчастному флафф-банни избежать лишних мук творчества Мысля 1: Бэк расы заложен в армилисте. Возьмите в руки книгу армий . Перечитайте еще раз абзац с кратким описанием, что же такое Core, Special и Rare отряды. Обратили внимание на слово backbone в абзаце про Core? Хорошо. Поэтому построение армии на Core-Special-Rare соотношении в 3-4-2 уже подозрительно с точки зрения бэка в большинстве случаев – когда отряды, долженствующие составлять костяк, основу армии, составляют «подавляющее» меньшинство по сравнению с многочисленными «элитнымии отрядами» и «экзотическими монстрами». Ну не странно ли смотрятся 3 отряда конных мародеров, робко жмущиеся около 4 отрядов избранных рыцарей Хаоса? Или три маленьких клина королесвких рыцарей/эррантов на фоне многочисленных квестингов, пегасов и граалей? С другой стороны 2-3 коробки мечников или копейщиков Империи с детачментами, 1-2 отряда арбалетчиков, небольшие компании рыцарей на флангах – вызывают вполне понятную симпатию. И добавление сюда пары пушек, отряда гретсвордов и даже хеллбластера только добавит армии красоты. Разумеется всегда существуют исключения. Может быть так, что тема, выбранная игроком заставит его сместить баланс в сторону Special – так в тематичной конной армии Блад Дрэгонов концентрация очков в Specials (в Black Knights) полностью оправданна – поскольку это самый тематичный отряд для данного бладлайна. Но исключения – на то и исключения, чтобы подтверждать общее правило. Мысля 2: Все герои и отряды должны соответствовать друг другу с точки зрения бэка. Кроме соблюдения соотношения между Core, Special и Rare отрядами очень важно также следить за тем, как те или иные отряды в листе «подходят» друг другу по бэку – иными словами насколько оправдано с точки зрения бэка их одновременное присутствие в армии. Вы можете составить армию Хорнатов, состоящую только из Core… но добавьте туда одного двух магов – и темы как ни бывало. Здесь, конечно, нельзя дать строгих инструкций: «совместимость» отрядов и героев можно определить только ознакомившись в достаточном объеме с бэком. Что впрочем не так сложно – обычно той порции бэкграунда, что дается в книге армии вполне достаточно, чтобы понять: колдуньи темных эльфов не очень любят вичей и ассасинов, а ночные гоблины странно смотрятся вместе с дикими боар бойзами. Впрочем пару советов дать можно. Так обычно большое количество кавалерии (когда последняя составляет основу армии) подразумевает, что хотя бы пара ваших героев будет ездить на лошадях (волках, колванах и т.д.) и отважно махать каким-нибудь смертоносным оружием, а не сидеть в кустах с магическим мануалом, открытым на странице того самого I CAN HURT YOU BUT YOU CANNOT EVEN SEE MEE BWA-HA-HA заклинания . Равно имеют проблемы с бэком армии, построенные на сочетании стрелков с кавалерией. Можно спорить с пеной у рта, приводить примеры из истории Европы (Азии, Африки) 16го (17го, 13го, 5го до н.э.) века - все равно неправильно. Мысля 3: Тезис о мейнстее. Есть у скейвенов такое правило. На каждый отряд чего-нибудь в армии должен быть отряд кланретов. Благодаря этому правилу скейвенская армия, какой бы злобной и паверной по задумке автора ни была – всегда выглядит, как и должна – орда крыс, кровожаных и самоуверенных в своей многочисленности. Экстраполируя этот подход на остальные армии, можно увидеть, что какой-то один отряд (обычно Core), выбранный за основу армии, придает последней целостный и красивый вид. Разумеется, если существуют отряды с разными профилями в армилисте, но очень схожие по применению и бэку (как например копейщики и алебардщики Империи или королевские рыцари и эрранты Бретонии), их вполне можно комбинировать для образования «костяка» армии. Как правило в каждом армилисте есть как минимум один такой «базовый» отряд: копейщики у хай эльфов, мародеры у Хаоса, скелеты у вампиров и т.д. Так армия гномов с отрядом клансменов, отрядом длинобородых, отрядом хаммереров и отрядом слееров, не имея никаких противоречий с бэком, выглядит немного разношерстно. С другой стороны 2-3 отряда клансменов, усиленные одним элитным отрядом куда больше напоминуют реальное войско гномов. Еще одно преимущество в тематичности, которое дает данный подход: у вас всегда есть внутренний ограничитель при выборе вспомогательных, специальных и редких отрядов. Мысля 4: нестандартная тема армии – это хорошо. Только куда как сложнее выполнимо. Все предыдущие мысли сводились в итоге у одному результату: построению наиболее нормальной, «обычной» армии той или иной расы. И если бы все игроки следовали этим правилам, армии, оставаясь максимально тематичными, были бы удручающе однообразны в пределах одной расы (не то, чтобы мы были избалованы этим ) . К счастью богатейший бэк Вархаммера дает огромное количество идей «нестандартных» армий. И часто армии, созданные на основе нестандартной идеи оказываются ярче, интересней и даже лучше отражают бэк (в его выбранном фрагменте). Возьмем к примеру обычную для темных эльфов армию: основа из отрядов копейщиков, поддержаная стрелками, дарк райдерами, парой отрядов элиты (не противоречащих друг другу по бэку) и боевыми машинами. Герои подобраны соответственно. Никаких претензий, тема соблюдена на все сто. Но если для армии выбрана тема Каронд Кара, десанта Черного Ковчега: основа из отрядов корсаров, поддержанных райдерами, болтометами. Пара монстров (все же Каронд Кар). Такое войско будет смотреться не хуже, если не лучше «стандарта». Уже на этом примере заметно, что, выбирая какую-то специальную тему, игрок как правило сильнее ограничивает себя в выборе отрядов. Действительно, если для базовой армии нормальны любые отряды армилиста, и вопрос стоит только в их сочетаниях, то сильная тема часто накладывает вето на одни отряды, тогда как другие становятся категорией must. Создавая армию по выбранной нестандартной теме, игрок несет большую ответственность: согласитесь, сильная тема, которая требует подробного объяснения на странице другой творчества автора ростера – иначе сторонний неблюдатель просто ее не уловит - не выглядит вовсе сильной темой. Но если другой игрок, первый раз увидев армию, говорит: «А! Степной кочевой Ваах!» или «Крестьянское восстание? Здорово!» - можете считать цель достигнутой. Мысля 5. Все хорошо в меру. И в первую очередь драконы. Я очень люблю больших и страшных монстров. Что великих демонов, что драконов, что прочую ужасть. Они – важная часть мира и игры Вархаммер, они придают армиям ту «фентезийность», за которую многие так любят ваху. Но в погоне за антуражем, многие игроки, запихнув в ростер монстра или чара потолще и пострашнее, оказывают своей армии дурную услугу. В результате рождаются армии «одной модели». Когда одна модель съедает больше четверти очков армии, еще четверть уходит на оставшихся героев, сколько-то тратиться на мелкие вспомогательные отряды – в итоге на столе оказывается не армия как таковая, а свита того самого супер-пупермэна, будь он Сланом 2го поколения, Лордом-Вампиром или Хаоса на драконе или Великим Демоном. Такая армия не только нетематична, но и часто не очень интересна на поле – игра превращается в «театр одного актера», основное внимание обоих игроков концентрируется на единственной модели. Что далеко не всегда весело и мало напоминает битву двух армий. Разумеется как и с большинством правил, существуют исключения. Так тематичная армия Каледора вполне может включать себя князя на драконе – это полностью отвечает традициям угасающего королевства, золотой век которого был связан с драконами. Великий демон, возглавляющий демонический легион также вряд ли вызовет нарекания – во многом еще и в силу своей большей тематичности а армилисте Daemonic Legions чем Принц. Да и просто армия демонов, возглавляемая Большим Демоном смотрится гармонично. С другой стороны, когда те же высокие эльфы пытаются запихнуть дракона в стандартную армию с копейщиками, лучниками и РБТ – это выглядит не совсем изящно. И тот же Бладферстер смотрится на не месте, втиснутый в помесь демонов, морталов и зверей. Ну и разумеется есть архетипичные примеры «Слана и его маленьких друзей» и «армии из 20 моделей Тзинча. Глаз есть». Данный тезис естественно касается игр на около 2000 формат. Если у вас 3000 и в армии 60 саурусов: это уже войско, достойное самого старого Слана. Пока все.
Источник: http://www.warhammer-online.ru/forums/index.php?showtopic=23295 |